В процессе эксплуатации транспортного средства одни водители
предпочитают обслуживать автомобиль строго по регламенту, который четко
прописан в руководстве по эксплуатации конкретного ТС. Однако другие
автовладельцы сознательно увеличивают интервалы плановых замен тех или иных
элементов.
На практике это выглядит так, что водитель меняет
только моторное масло и масляный фильтр, при этом свечи зажигания, а
также воздушный и топливный фильтры регулярно не меняются. Иногда производится
визуальная оценка, на основании которой принимается решение о замене отдельных
элементов.
Главным аргументом является то, что ресурс так называемых
«расходников» обычно больше заявленного в мануале интервала рекомендуемой
замены. Сразу отметим, такой подход является ошибочным по целому ряду причин,
особенно на территории СНГ. Например, визуальная оценка свечей зажигания и
наличие на них искры еще не говорит о том, что их не нужно менять.
В этой статье мы поговорим о том, как часто меняют воздушный
фильтр двигателя, почему необходимо следить за его состоянием, какие факторы и
условия влияют на срок службы указанного элемента, а также через сколько
километров менять воздушный фильтр в том или ином случае.
Почему необходима
регулярная замена воздушного фильтра двигателя?
Как известно, в цилиндрах любого ДВС сгорает не топливо, а
топливно-воздушная смесь. Указанная смесь представляет собой определенное
соотношение горючего и воздуха. Другими словами, чтобы сжечь какой-либо объем
бензина, солярки или газа, необходимо также подать в двигатель соответствующее
количество воздуха.
Более того, объем поступающего воздуха напрямую будет влиять
на эффективность и полноту сгорания порции топлива. Что касается автомобильных
двигателей, они бывают бензиновыми и дизельными, атмосферными,компрессорными и турбированными.
В атмосферных ДВС воздух поступает посредством разрежения,
которое создают движущиеся в цилиндрах поршни. Если просто, такой мотор
попросту засасывает в себя воздух. Что касается компрессорных и турбомоторов, в
таких агрегатах воздух подается в цилиндры принудительно, то есть под
давлением.
Такое решение позволяет увеличить объем поступающего воздуха
и, соответственно, сжечь больше топлива. В результате значительно увеличивается
мощность двигателя, при этом нет необходимости увеличивать рабочий объем или
количество цилиндров.
Итак, вернемся к воздушному фильтру. Объединяет все типы
двигателей одно — забор воздуха производится снаружи. Это значит, что в мотор
поступает обычный воздух с улицы. При этом важно не допустить попадания в
цилиндры мелких частиц пыли, грязи, влаги и т.п. Для решения этой задачи
устанавливаются специальные воздушные фильтры.
При этом важно сделать так, чтобы вместе с качественной
фильтрацией поступающего воздуха не снижалось его общее количество, а также не
падала скорость поступления в мотор. Другими словами, в двигатель должно
постоянно подаваться необходимое количество пропущенного через воздушный фильтр
и очищенного воздуха, чтобы обеспечить максимально эффективное сгорание топлива
на разных режимах работы ДВС.
Так вот, как уже было сказано выше, процесс сгорания топлива
требует, чтобы кислород подавался в мотор в необходимом количестве. Если этого
не происходит, тогда двигатель теряет мощность, увеличивается расход топлива,
возможны проблемы с запуском мотора, автомобиль может плохо разгоняться или
разгон будет происходить с заметными рывками.
Что касается влияния на ресурс и общее состояние силового
агрегата, недостаточное количество воздуха приводит к тому, что двигатель
работает на обогащенной смеси, когда количество топлива значительно превышает
количество воздуха для его полноценного сжигания.
В результате топливный заряд может сгорать в цилиндрах не
полностью, двигатель коксуется,заливает свечи зажигания, часть
не сгоревшего топлива попадает в моторное масло, выходит из строя кислородный
датчик и катализатор в выпускной системе и т.п. Естественно, в
подобных условиях нельзя говорить о нормальной работе силового агрегата.
Когда лучше менять
воздушный фильтр
С учетом вышесказанного становится понятно, что загрязненный
воздушный фильтр будет являться барьером, который препятствует полноценному
поступлению воздуха в камеру сгорания. По этой причине важно знать, как
подобрать воздушный фильтр и поменять воздушный фильтр своими руками, а также
когда это лучше сделать.
Сам фильтр двигателя для очистки атмосферного воздуха
является «гармошкой», которая изготовлена из специального фильтрующего
материала. По краям также присутствуют уплотнители, которые не позволяют
воздуху попасть в мотор в обход фильтра. Материалом для изготовления
служит картон, также фильтрующий элемент может быть изготовлен из синтетических
волокон.
Фильтры бывают разными:
·цилиндрический воздушный фильтр;
·панельный фильтр;
·бескаркасный фильтр воздуха;
Как правило, в большинстве мануалов к различным авто замена
предполагается на каждом плановом ТО с учетом рекомендаций завода-изготовителя
ДВС. Обычно пробег от замены до замены составляет 15-30 тыс. км. Если же
водитель обслуживает машину самостоятельно, тогда желательно не только менять
элемент по регламенту, но и регулярно контролировать состояние фильтра и
степень его загрязненности.
Дело в том, что езда по пыльным дорогам (например, грунтовые
проселочные пути) приводит к тому, что необходимость замены может наступить намного
раньше ожидаемого срока. Помните, если элемент своевременно не заменить,
это может привести к нежелательным последствиям.
Для проверки будет достаточно снять воздушный фильтр и
оценить его состояние. Сделать это может практически каждый авто владелец. На
современных авто фильтрующий элемент установлен в специальном пластиковом
коробе под капотом, который закрыт крышкой. Указанная крышка крепится на
специальных защелках или прикручена несколькими винтами. В подобных
случаях понадобится использовать отвертку.
После снятия крышки фильтр извлекается, после чего степень
загрязненности можно определить по цвету, наличию пыли и грязи, а также
моторного масла. Производители воздушных фильтров обычно делают их достаточно
яркими (белый или светло-серый цвет), что позволяет с легкостью выявить степень
загрязнения. Дополнительно можно проверить элемент на просвет, поднеся к яркому
источнику освещения.
Если элемент чистый, можно установить его на место и
эксплуатировать дальше. Загрязнения укажут на снижение пропускной способности
потоку встречного воздуха, что говорит о необходимости замены.
Советы и рекомендации
Важно понимать, что любые частицы, которые могут
содержатьсяв загрязненном воздухе и не будут отфильтрованы, способны
привести к нарушению режимов работы, а также к поломкам различных систем и
самого ДВС.
Под удар попадает дроссельная заслонка, расходомер,
различные датчики и т.п. Также загрязнения в воздухе могут привести к
образованию задиров в цилиндрах. По этой причине опытные автолюбители знают,
что ездить без воздушного фильтра категорически запрещено. Еще нужно постоянно
контролировать состояние элемента, а также знать, через сколько менять
воздушный фильтр.
Обычно проверка производится параллельно контролю уровня
масла в катере и других технических жидкостей. Еще многие дополнительно
продувают фильтр и его корпус воздухом из компрессора или насоса.
Добавим, что некоторые владельцы в целях экономии денежных
средств пытаются промыть воздушный фильтр вместо его замены. Обратите внимание,
такая наружная очистка ничего не дает, так как мельчайшие загрязнения между
волокнами фильтрующего элемента отмыть не получится. Более того, грязь
размокает и еще сильнее забивает фильтрующий элемент, препятствуя нормальному
прохождению воздуха.
Как показывает практика, общая загрязненность и запыленность
дорог на территории СНГ как в городах, так и на трассе, достаточно
высокая. Это значит, что даже если в руководстве по эксплуатации предписана
замена воздушного фильтра каждые 20-30 тыс. км, а интервал замены масла каждые
10-15 тыс. км, тогда фильтр лучше менять параллельно каждой замене смазки, а не
через замену (то есть через 10 или 15 тыс. км.)
Если же условия эксплуатации автомобиля «тяжелые»,
практикуется постоянная езда по пыльным грунтовым дорогам и т.п., тогда
желательно сократить интервалы замены как фильтров, так и самого моторного
масла на 30-50%.
Что касается бензиновых и дизельных двигателей с
турбонаддувом, к таким моторам выдвигаются повышенные требования применительно
к качеству очистки воздуха и интенсивности его поступления в мотор. Простыми
словами, на машине с турбиной настоятельно рекомендуется чаще менять воздушный
фильтр.
Напоследок хотелось бы добавить несколько слов о фильтрах
нулевого сопротивления, более известных как фильтр-нулевик. Такие фильтры
отличаются от обычных тем, что степень их сопротивления потоку воздуха
максимально снижена. В результате удается подать максимум воздуха в мотор.
Обычно элементы данного типа устанавливаются на спортивные и
гоночные автомобили, а также на специально подготовленные форсированные
ДВС. При этом нужно понимать, что срок службы «нулевиков» сильно ограничен.
Другими словами, их нужно очень часто менять. Более того, такой фильтр на
гражданском авто не дает никаких явных преимуществ. При этом возникает
повышенный риск загрязнения двигателя.
Источник: krutimotor.ru